Это - персональный сайт Аймагамбетова Аcхата

Здесь вы найдете ВСЕ о глобализации и исламском фундаментализме. ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ГЛОБАЛИЗАЦИИ
КарГУ им. Е.А. Букетова
Батурина Л.Л., Аймагамбетов А.К.
Методологический базис нашего подхода к исламскому фундаментализму мы условно обозначим как «метафизический», противопоставляя его господствующему в настоящее время подходу субъективно-эмпирическому. Это обозначает, что мы будем рассматривать не отдельные фрагментарные подходы, а социальную систему в целом, ее системообразующие противоречия и внешние факторы развития.
Мы утверждаем, что получившие широкое распространение подходы в объяснении феномена исламского фундаментализма имеют невысокую эвристическую ценность. Они в основном фиксируют ряд изменений в международных отношениях на уровне эмпирических следствий, но оставляют без внимания более фундаментальную трансформацию, которую претерпевает современная мировая система на протяжении последних десятилетий.
В этой перспективе наиболее интересным представляется связь исламского фундаментализма с процессом глобализации, поскольку наиболее ясно объясняет многие процессы в мире.
В настоящее время мы все являемся свидетелями процесса глобализации. Никогда прежде проект «открытого общества» не был так близок как сегодня. Очевидно, что модель «открытого общества» основывается на таких базисных ценностях западной цивилизации как демократизм, рационализм и инновационность.
Но поскольку в современном мире наблюдается рост самосознания представителей не западных цивилизаций, а идентификационные поля все в большей степени формируются по религиозному, этническому признаку, вероятность успешной экспансии Запада в планетарных масштабах невелика и даже провоцирует реакцию. Представляется необходимым напомнить, что процесс глобализации, происходящий в данное время, в основном имеет «западное лицо».
В настоящее время мы не видим сколь либо значимой альтернативы глобализации. Однако процесс унификации культуры, а также насильственное навязывание Западом собственных ценностей, делает возможным претворение в жизнь принципиально иной парадигмы развития не западных цивилизаций. Речь идет о фундаментализме любой окраски.
Современный фундаментализм – это динамично развивающаяся сила, которая в известном смысле является альтернативой глобализации, определяя многие политические процессы, направления оппозиционного движения в большинстве государств.[1]

В последнее время очень актуальна проблема исламского фундаментализма. Напомним, что ислам со времени своего возникновения был и остается политической идеологией и религиозным учением в одном лице. И в этом отношении следует отметить, что в исламе не было разделения на духовную и политические сферы.[2] Подобные обстоятельства и сопутствующие им условия обусловили появление исламского фундаментализма. Политико-идеологическая доктрина, положившая начало исламскому фундаментализму как теоретической концепции, была разработана в конце 20-х начале 30-х годов египетским ученым Х. Аль-Банной, его взгляды впоследствии были развиты Абу Ала Маудуди, Сайид Кутбом и другими идеологами фундаментализма. Необходимо отметить, что исламский фундаментализм не является единой системой мировоззрения, а представляет собой конгломерат большого количества различных теорий, объединенных общностью некоторых взглядов на современный мир. Главным для всех течений является опора на Коран, борьба с новшествами в исламе, строжайшее соблюдение единобожия (Таухид). Важно отметить, что при анализе исламского фундаментализма трудно отделить чисто религиозную сферу от довлеющим над ним политико-пропагандистским составляющим.
Идеи исламского фундаментализма в целом напоминают некоторые принципы глобализации. Так же, как и глобализация, фундаментализм в самом широком смысле предполагает интеграцию жителей планеты под одним началом и создание в перспективе единого мирового государства с единым правительством, настаивая на нивелировке расовых, национальных, культурных различий в пользу космополитизма.
В экономике, по представлениям фундаменталистов, должна сохраняться частная собственность, однако при этом должно осуществляться перераспределение богатств в интересах обездоленных. Большое внимание должно уделяться социальному обеспечению, но при этом должен быть наложен запрет на монополию. По существу, речь идет о такой системе, которая гарантировала бы существование мелкой и средней буржуазии, но препятствовала бы формированию крупного капитала.[3]
Исламское государство представляется фундаменталистами как теократическое. Политическая власть в таком государстве должна быть сосредоточена в руках представителя Аллаха, который избирается всей уммой и, будучи представителем Всевышнего, должен править в интересах не какой-то одной группы или партии, а в интересах всего общества. [4]
В области международной политики главной задачей должно стать объединение всех мусульман под властью "подлинного исламского правления" и борьба против гегемонизма Запада, руководящая роль которого, по их представлениям, подходит к концу и неизбежно сменится лидерством ислама.
Фундаментализм не признает этнических границ и выдвигает на передний план религиозную общность. На этом основана концепция единой мусульманской нации (Умма), объединяющей в одно государство (Халифат) все исламские народы. Он абсолютизирует исламскую традицию, объявляя ее единственно правильной, чем становится близок к утопии, и склонен скорее отвергать, чем воспринимать чужие ценности. Отсюда, например, неприемлемость западного варианта демократии, жесткое и безусловное неприятие западной культуры, культ строгих шариатских законов и некое высокомерие в отношении всего неисламского.
Итак, фундаментализм, как и глобализация претендует на регулирование всех сфер общественной жизни – экономической, социальной, политической, идеологической, а также регулирующих их юриспруденции, морали и т.д.
В настоящее время, вследствие целого комплекса причин: тяжелого экономического, политического положения, крушения коммунистической идеологии, роста населения в исламских государствах и неудачи попыток интеграции на национальной основе.[5], исламский фундаментализм становится все более привлекательным для политиков мусульманских стран и представляет собой отражающую реалии сегодняшнего дня парадигму, которая с учетом сложившейся ситуации стала альтернативой глобализации.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы считаем необходимым сделать следующие выводы:
1. Никогда и никакая модель развития общества игнорирующая объективные исторические условия того или иного сообщества, не может быть успешной;
2. В случае подобных действий, рано или поздно созреют предпосылки для коренного поворота, что на практике часто означает реакцию и еще раз убеждает в относительности многих постулатов развития мира в новых глобальных условиях и подтверждает необходимость комплексного подхода к выработке политического строительства мировой системы;
3. В настоящее время исламский фундаментализм представляет собой политическую идеологию одного из направлений общественно-политической мысли, которая после крушения коммунистической идеологии являет собой реальную политико-идеологическую альтернативу глобализации.

_______________________

1. Д. Малышева Исламско – фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения, 1999, №7, с.112.
2. Арабаджан А.З. Относительно так называемой неотделимости ислама от политики // Ислам и политика, - М.: 2001,с.143.
3. Мамедова Н.М. Исламская экономика и глобализация // Ислам и политика, - М.: 2001, с.258.
4. Гареева Г.И. Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Ислам и политика, - М.: 2001, с.231.
5. Старченков Г.И. Рост исламской диаспоры в странах Запада // Ислам и политика, - М.: 2001, с.264.

Hosted by uCoz